Конспект открытого урока в 9 классе.

Тема: Особенности строения растительной клетки.

 Составил: Учитель химии, биологии
МБОУ СОШ с. Чаадаевка
Кузнецова Н. С. 2012 год
Цели урока:

1)     формировать представления об особенностях строения растительной клетки;
2)    учить использовать полученные знания в практике.

цель формирования личностных умений:

· формировать научное мировоззрение учащихся; учить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.


цель формирования метапредметных умений:

· продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, формировать интерес к предмету.


цель формирования предметных умений:

· обеспечить понимание  понятий “ клеточная стенка”,   “пластиды”, “вакуоль”.

· вырабатывать навыки в составлении  кластеров, синквейнов по теме «Клетка».


Ведущие  методы: метод проблемного изложения материала, частично поисковый метод.

Используемые технологии:  синквейн, кластер.

Вид урока:  комбинированный.

Оборудование:
  Мультимедийный комплекс, нетбуки – 15 штук,  презентация ppt, интерактивные ресурсы (при разработке презентации использовались материалы из Интернета).
Ход урока (45 мин).
1.    Мотивация (4мин).
-  Здравствуйте, садитесь!
- Начнём урок. Мы продолжаем изучать клетку. И сегодня на уроке мы посетим царство растений.
- Какая наука изучает растения.
(Ботаника)
- А знаете ли вы, что в древности на Руси люди ещё не знали слова «ботаника», да и само растение они называли словом «прозябение» из-за того, что растение всегда холодное. Поэтому царство растений называли «прозябаемое царство» (слайд 2).
 - А начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст. Свои наблюдения он объединил с практическими знаниями об использовании растений, накопленными земледельцами, лекарями, с суждениями ученых о растительном мире и создал систему ботанических понятий. Поэтому в истории науки Теофраста называют «отцом ботаники»
(слайд 3).

2.    Актуализация (9 мин).
- В чём биологическое значение растений?
(Обеспечивают атмосферу необходимым для всех живых организмов кислородом. Образуют основную биомассу Земли, обеспечивая пищей животных.)
- Понимая огромное значение растений, мы должны очень бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле всё их многообразие и богатство. Для этого каждому человеку необходимо хорошо знать особенности растений (слайд 4).
- Какие организмы имеют клеточное строение? Давайте вспомним особенности строения пркариотической и эукариотической клетки.
-1. Выполните задание на доске. (Рассказать строение бактерии по таблице, на интерактивной доске показать строение животной клетки), (два человека) (слайд 5).
- 2. Остальные откроют нетбуки и выполнят задание по сравнению прокариотической и эукариотической клетки (работы не закрывать, свернуть для проверки), (работа в парах).

3.    Основной этап (13 мин).
- Почему же растения имеют такие удивительные свойства?
- Как вы уже сказали, растения тоже имеют клеточное строение.
- Давайте рассмотрим особенности строения растительной клетки.
(Работа с учебником. Задание: прочитать стр. 125 – 131 учебника, выписать особенности строения растительной клетки, функции её особых органоидов.)

Вывод:
- Каковы же особенности строения растительной клетки?
(Растительная клетка имеет клеточную стенку, вакуоли, содержащие клеточный сок, и пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.)
- В чём заключаются функции клеточной стенки?
- Перечислите функции вакуолей?
А про пластиды, их виды и функции расскажет ______________, он(а) приготовил(а) сообщение (слайд 6).

4. Закрепление(7 мин).
- Закрепим знания строения растительной клетки. Откройте нетбуки и выполните тест. (Для наглядности один человек выполняет этот тест у доски) (слайд 7).
Вывод:
- В чём причина огромного значения растений в природе?
(Причина в особенностях строения растительной клетки.)
- Благодаря наличию хлоропластов и содержащемуся в них хлорофиллу, в растениях протекает фотосинтез, продуктами которого являются кислород, выделяемый в атмосферу, и питательные вещества.
- Что такое фотосинтез, как происходит образование веществ, мы будем рассматривать на следующих уроках.

5. Рефлексия(8 мин).
- В заключении я хочу предложить вам составить синквейн на тему «Клетка» растительная, животная, прокариотическая, эукариотическая. Повторим правила составления синквейна.
Правила составления синквейна (слайд 9).
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Проверить 2 – 3 синквейна.

Пример:
1.Клетка.
2.Живая, элементарная.
3.Делится, питается, дышит.
4.Элементарная, структурная, единица живых организмов.
5.Организм.

6. Домашнее задание(3 мин) (слайд 10).

 Составить кластеры на тему «Сходство в строении растительной и животной клетки» и «Различия в строении растительной и животной клетки». Можно в электронном виде.
Приём  кластер («гроздь»). Правила составления грозди.
Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты — спутники, у после дних — свои спутники и т.д.
Рекомендации по работе с «гроздями»
1.  Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2.  Помогите обучающимся, если у них возникли сомнения, вы делить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3.  Озвучьте свои «грозди». Пусть слушатели сделают презен тацию своих записей.
4.  Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5.  Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
7. Итог урока(1 мин)  (слайд 11).
-Всем спасибо за сотрудничество!



 

 

© cuznetsonad

Создать бесплатный сайт с uCoz