Конспект урока по химии
8 класс
 по программе О. С. Габриеляна.
Автор: Кузнецова
 Надежда Светославовна,
учитель химии
 МБОУ СОШ с. Чаадаевка, Городищенского района, Пензенской области.
Девиз урока: «Кто-то теряет, а кто-то находит…»

Тема: Окислительно-восстановительные реакции.
Цели урока:
1)     формировать представления об окислении и восстановлении, понимание сущности окислительно-восстановительных реакций;
2)    учить использовать умения  и навыки по составлению уравнений химических реакций; совершенствовать навыки выполнения химического эксперимента,  показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
цель формирования личностных умений:

· формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;

· учить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.

цель формирования метапредметных умений:

· продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

цель формирования предметных умений:

· обеспечить понимание  понятий “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;

· вырабатывать навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.


Ведущие  методы: метод проблемного изложения, частично поисковый метод.

Используемые технологии: кейс, синквейн, кластер.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы:

·    персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией “Окислительно-восстановительные реакции» (при разработке презентации использовались материалы из Интернета);

·    раствор соляной кислоты и кусочки цинка, железные гвозди и раствор медного купороса, пробирки в штативе на каждом столе;

·    инструкции « Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса »;

·    опорные схемы по ТБ;

·    таблицы: «Окислительно-восстановительные реакции;

·    периодическая система Д.И.Менделеева.



Сценарий урока.
1.    Мотивация.
Объявляется тема урока, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью.
Учитель: Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез.  Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе.  Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты.
 Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов. 
Учитель: Что вы хотите узнать об окислительно-восстановительных реакциях, чему научиться?
Предполагаемый ответ: Узнать основные положения этой теории, а также научиться составлять уравнения химических реакций, протекающих в растворах, и выяснить от чего зависит механизм таких реакций.
2.Повторение пройденного материала.
Организация беседы, направленной на актуализацию опорных знаний о степени окисления и правилах ее определения, по вопросам.
По итогам беседы формулируются правила определения степеней окисления.
Учитель: - Что такое электроотрицательность?
Предполагаемый ответ: СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ  - (устар.-окислит. число), условный электростатический  заряд атома в химическом  соединении.
Учитель: - Что такое степень окисления?
Учитель: - Может ли степень окисления элемента быть равной нулю? В каких случаях?
Учитель: - Какую степень окисления чаще всего проявляет кислород в соединениях?
Учитель: - Вспомните исключения. 
Задание: определить степень окисления элементов в соединениях:
H2SO4, Н2, H2SO3,  Ва, KMnO4, AI2(SO4)3, HNO3, Ba(NO3)2, NH3, (HN4)2SO4 .
3.Изучение нового материала.
 Постановка проблемы, формулировка познавательной задачи.
Учитель: Почему же степень окисления одних и тех же элементов  в разных веществах не одинакова? Каким образом элемент получает ту или иную степень окисления? Как называются реакции, в ходе которых элемент меняет свою степень окисления?
Задание: определите тип данных реакций, расставьте коэффициенты:
Ca Cl2 + AgNO3 = AgCl + Ca(NO3)2
CaBr2 + Cl2 = CaCl2 + Br2
Ca + O2 = CaO
KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
CH4 + O2 = CO2  + H2O
Учитель:- Какую реакцию было трудно отнести к тому или иному типу?
Учитель:- Давайте рассмотрим эту реакцию подробнее. (Рассмотреть кейс (приложение 1). Запись уравнения в тетради CH4 + O2 = CO2  + H2O.)
Учитель:-  Определите степень окисления каждого элемента веществ-реагентов.
Учитель:- Что вы видите?
Учитель:- Почему элемент меняет степень окисления?
Предполагаемый ответ: (В результате движения электронов.)
Учитель:- Давайте посмотрим, как происходит движение электронов от  одного атома к другому. 
Учитель:- Какой элемент отдаёт электроны, а какой принимает?
Учитель:- Зачем это нужно атомам?
Предполагаемый ответ: (Чтобы завершить свой внешний энергетический уровень).
Учитель:-  Как назвать атом, который забирает электроны у другого атома, окисляя его?
Предполагаемый ответ: (Окислитель).
Учитель:- Но сам окислитель при этом восстанавливается.
Учитель:- А элемент, который отдаёт электроны, чем  соответственно будет являться в уравнении?
Предполагаемый ответ: (Восстановителем).
Учитель:- Но сам он при этом окисляется.
(Записать электронный баланс в тетради.)
Обратить внимание на количество принятых и отданных атомами электронов.
C-4 H+4 + 2O02 = C+4 O-2 2  + 2H2O
C-4- 8ē → C+4         │0│восстановитель
O02+ 4ē → 2 O-2   │2│окислитель
Учитель:- Как же назвать реакции, в ходе которых элементы меняют свою степень окисления.
Предполагаемый ответ: (Окислительно-восстановительными) 
Работа с учебником. Определение ОВР.
  Делаем вывод:
Учитель:- В чем же заключается суть ОВР?
Предполагаемый ответ: Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
4. Первичное закрепление.
1. Составление окислительно-восстановительных реакций.
Ca Cl2 + AgNO3 =
CaBr2 + Cl2 =
Ca + O2 =
CaO + P2O5 =

2. Самостоятельная работа.
Лабораторные опыты. Результаты записать в таблицу.
Ход действий.    Наблюдения, уравнения реакций.
   

 Опыт №1: КУСОЧЕК  ЦИНКА ОПУСТИТЕ В ПРОБИРКУ С РАСТВОРОМ СОЛЯНОЙ
КИСЛОТЫ.
 Опыт №2: ЖЕЛЕЗНЫЙ ГВОЗДЬ ОПУСТИТЕ В РАСТВОР СУЛЬФАТА МЕДИ(II).

5. Рефлексия.
Составление синквейна.
1.    Реакция.
2.    Окислительная, восстановительная.
3.    Окисляет, восстанавливает, отдаёт, присоединяет.
4.    ОВР чрезвычайно распространены. Суть ОВР – переход электронов от одних атомов, молекул, ионов к другим. ОВР – единство двух противоположных процессов окисления и восстановления.
5.    Превращение.
6.Домашнее задание.
Составить кластер по теме. Подготовить сообщение о значении ОВР в природе и для человека.

 

© cuznetsonad

Создать бесплатный сайт с uCoz